1200 км. трасс + 450 подъемников = 1 ски-пасс
Идеальная "формула" зимнего отдыха придумана в Доломитах. Двенадцать
итальянских горнолыжных курортов, расположенные по соседству друг от
друга, объединили свои зоны катания в общий гигантский регион - Dolomiti
Superski. Он объединяет более 1200 км. трасс и 450 подъемников и
является одним из самых больших во всем мире! Для удобства спортсменов и
туристов для всего этого "горнолыжного разнообразия" действует единый
ски-пасс, что предоставляет просто невероятные возможности для активного
зимнего отдыха в Долоимтах - самых красивых горах на свете.
Доломиты
Когда-то, много миллионов лет назад, здесь плескались воды теплого
тропического моря. Африка постепенно сближалась с Европой, море мелело.
Затем вода ушла вовсе, оставив следы лагун, фьордов и коралловых рифов,
населенных доисторическими моллюсками, удивительной красоты горный
ландшафт – Доломитовые Альпы, недавно включенные в список объектов
всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Доломит - это минерал, CaMg[CO3]2. Название свое он получил в честь
французского ученого-естествоиспытателя Деодата де Доломью (Déodat
Gratet de Dolomieu, 1750-1801), исследовавшего химический состав породы,
из которой состоят эти бледные горы высотой более 3000 м, со скальными
вершинами, похожими на неприступные крепости.
За несколько секунд до заката Доломиты внезапно меняют свой цвет и
становятся оранжево-розовыми. Это явление обитатели ладинских долин
называют Enrosadira, а австрийцы - Alpengluhen.
Как гласит легенда, Доломиты не всегда были такими суровыми и
бесчувственными, как сегодня. Прежде их склоны украшал ковер цветущих
роз. Жили тут добрые гномы, и правил ими король по имени Лаурино.
Легкомысленное королевство не имело крепостных стен, границы его были
обозначены лишь тонкой шелковой нитью. Однажды пришли злые люди и
захватили короля в плен. Лаурино решил, что во всем виноваты цветы, чья
красота привлекла врагов, и заколдовал свой сад, превратив его в камни,
сделав невидимым ни днем, ни ночью. Но король забыл про сумерки - в эти
мгновения и оживают на склонах прекрасные розы…
Dolomiti Superski
Официальный вэб-сайт региона www.dolomitisuperski.com
Это крупнейший в мире горнолыжный альянс: 12 регионов катания с общим ski-pass'ом
расположенных в трех административных областях Италии – Алто Адидже,
Трентино и Венето (провинция Беллуно). 1220 км трасс и 470 канатных
дорог, способных каждый час забрасывать на вершины 620 000 человек!..
В Dolomiti Superski входят:
Кортина д'Ампеццо - 140 км трасс, 45 подъемников,
Кронплатц - 105 км трасс, 31 подъемник,
Альта Бадия - 130 км трасс, 51 подъемник,
Валь Гардена / Альп ди Сузи- 175 км трасс, 83 подъемника,
Валь ди Фасса / Карецца - 120 км, 59 подъемников,
Арабба / Мармолада - 62 км трасс, 27 подъемников,
Альта Пустерия - 54 км трасс, 28 подъемников,
Валь ди Фиемме / Оберегген - 107 км трасс, 45 подъемников,
Сан Мартино ди Кастроцца / Пассо Ролле - 60 км трасс, 24 подъемника,
Валле Изарко - 80 км трасс, 26 подъемников,
Тре Валли - 100 км трасс, 23 подъемника,
Чиветта - 80 км трасс, 25 подъемников.
Четыре области из этого списка - Валь Гардена, Алта Бадиа, Арабба и
Валь ди Фасса – примыкают к горному массиву Sella (3152) и связаны
канатками и трассами: путешествовать из одной в другую, между
расположенными в них курортами, можно не снимая лыж. Остальные регионы
разбросаны на большой площади по всем Доломитовым Альпам. Некоторые из
них в свою очередь представляют собой объединенные горнолыжные
территории. Например, Кронплатц с его суперсовременной системой
подъемников или Чиветта, получившая свое название от знаменитой горы
высотой 3220 м, которая доминирует над зоной катания с верхней точкой
всего 2100 м. Другие регионы включают несколько самостоятельных лыжных
районов, между которыми приходится переезжать на автобусах. Так дело
обстоит в Кортине д’Ампеццо, Валь ди Фьемме и Валь ди Фассе / Карецца,
Валле Изарко и Сан-Мартино / Пассо Ролле.
Общее количество курортов в Dolomiti Superski с трудом поддается
исчислению - их приблизительно около сорока. Среди них есть старые,
всемирно известные горнолыжные центры с развитой туристической
инфраструктурой и небольшие станции, где катаются главным образом сами
итальянцы. Есть курорты с прочной спортивной репутацией, принимающие у
себя престижные международные соревнования, с шумным après-ski и ночной
жизнью, - и поселки, больше ориентированные на спокойный семейный отдых с
детьми.
Каждый регион Dolomiti Superski по-своему интересен, и все очень
красивы – ведь это Доломитовые Альпы, которые Ле-Корбюзье назвал «самой
великолепной природной архитектурой в мире».
История Dolomiti Superski вкратце такова. Горнолыжный альянс,
предложивший единый скипасс для разных, подчас весьма обширных регионов
катания, был создан в 1974 году. Первоначально в него вошли Кортина
д‘Ампеццо, Кронплатц, Валь Гардена / Альп ди Сюзи, Алта Бадиа, Арабба и
Валь ди Фасса / Карецца. Общая протяженность трасс тогда составляла 740
км, их обслуживали 250 канатных дорог. Через год к содружеству
присоединилась Алта Пустериа, еще через год – Валь ди Фьемме / Оберегген
и Сан-Мартино ди Кастроцца; суммарная длина трасс приблизилась к 930
км, подъемников насчитывалось 347. В 1979 году, когда в Dolomiti
Superski вступили город Брессаноне (нем. - Бриксен) и несколько
курортных поселков Валле Изарко, протяженность маркированных спусков
перевалила за 1000 км. Регион Тре Валли (Сан-Пеллегрино – Фалькаде)
вошел в альянс в 1984-м; последним, двенадцатым, членом Dolomiti
Superski в 1994 году стала горнолыжная область Чиветта.
Горнолыжный маршрут Селла Ронда (Sella Ronda)
Каждый мало-мальски подготовленный лыжник в Сельве или С.-Кристине
(Валь Гардена), Канацеи или Кампителло (Валь ди Фасса), Корваре,
Колфоско (Алта Бадиа) или Араббе, познакомившись с трассами,
расположенными непосредственно над этими курортами, непременно
отправляется в путешествие по маршруту Sella Ronda. Многие делают это
даже еще до того, как освоят свои «домашние» склоны.
Sella – мощная, почти монолитная горная группа, похожая на неприступную
крепость с отвесными скальными стенами высотой 600-800 м. В северной ее
части находятся Piz Miara (2912), Meisules (2994), Cima Pissadu (2985),
на востоке – Piz da Lec (2911), с южной стороны – Sass Pordoi (2950) и
главная вершина, конусообразная Piz Boe (3151). Ronda буквально означает
«патруль». А Sella Ronda – замкнутый круговой маршрут, пройти который в
обоих направлениях, как по, так и против часовой стрелки, позволяет
цепь связанных между собой канаток и трасс. Возможность такого
«патрулирования» появилась в середине 80-х годов прошлого века: именно к
этому времени были установлены подъемники на всех четырех перевалах
вокруг горной группы Sella: Passo Gardena (2137), Passo Campolongo
(1875), Passo Pordoi (2239) и Passo Sella (2244).
Длина маршрута с учетом подъемов и спусков, если двигаться «по прямой»,
без каких-либо отклонений, составляет около 40 км. Разные путеводители
указывают разное время, необходимое для Sella Ronda, обычно 4-5 часов.
На самом деле, более-менее подготовленный лыжник справляется с маршрутом
быстрее, а опытный катальщик при желании способен дважды за день
обернуться вокруг Sella. Профессиональные спортсмены, участники
ежегодного Sella Ronda Skimarafon, обегают горную группу за 3,5-4 часа
на равнинных лыжах.
Если не ставить никаких рекордов, Sella Ronda представляет собой
приятную, не слишком утомительную прогулку. Лыжникам со средним опытом
катания это ски-сафари нравится постоянной сменой восхитительных
пейзажей, характера склонов, самой возможностью двигаться вперед и
вперед, не повторяя пройденных спусков. Сбиться с дороги трудно: на
развилках и на станциях канатных дорог имеется множество указателей
движения по и против часовой стрелки. Безусловным плюсом является то,
что на всем протяжении маршрута в обоих направлениях не осталось
бугельных подъемников - только креселки и гондолы. В них можно
передохнуть и наскоро перекусить, если жаль тратить время на серьезный
обед в одном из горных ресторанов, которых по дороге десятки.
Гланый недостаток Sella Ronda состоит в том, что большинство трасс
маршрута не интересны именно как трассы. В обоих направлениях хватает
пологих и скучных спусков, некоторые участки проходятся практически без
поворотов. Не полноценное катание, а перемещение из пункта А в пункт В,
еще и палками приходится отталкиваться, чтобы хоть немного набрать
скорость…
Как и во всяком ски-сафари, путешествуя по маршруту Sella Ronda
необходимо внимательно следить за временем: на последнем перевале перед
долиной, в которой вы живете, лучше быть не позднее 16.00. Не стоит
игнорировать периодически возникающие на электронных табло
предупреждения: Sella Ronda closed. Это означает, что движение по кругу
остановлено из-за погодных условий, аварии на подъемнике или по какой-то
иной причине. В таком случае, приехав, например, из Валь Гардены в
Араббу, вы рискуете обнаружить, что там ни в ту, ни в другую сторону
канатки не поднимают (впрочем это случается довольно редко)… Если не
рассчитали время, опоздали на подъемники или застряли где-то посреди
маршрута, особо не переживайте. Автомобильное сообщение вокруг массива
Sella открыто весь год, такси пока никто не отменял; возвращение домой
обойдется в 70-100 евро.
Начать путешествие можно из любого курорта, расположенного в
непосредственной близости от горной группы Sella. Для того, чтобы на
лыжах добраться до маршрута из Ортизеи (Валь Гардена), требуется около
часа, из Ла-Виллы и Сан-Кассиано (Алта Бадиа) – 30-40 минут; столько же
времени займет дорога из находящихся в Валь ди Фассе курортов Поцца и
Виго ди Фасса (автобус + подъем на фуникулере). Мы описываем маршрут
Sella Ronda, начиная с Сельвы-Гардены.
|